Внутренние структуры человеческой души и структуры окружения

Древний архетип, отождествлявший внутренние структуры че­ловеческой души и структуры окружения, проступает за устойчиво сохраняемым фундаментальным принципом распространения субъ­ектно-объектных отношений ценности на среду жизнедеятельно­сти, за значимыми и для современного человека формами регуля­ции пространственных контактов, персонализацией пространства. Выражением подсознательного присутствия этого архетипа были антропоморфные структуры, вполне осознанно развивающиеся в архитектурной античности. Они продолжали бытовать в европей­ской культуре Средневековья . В Новое время они также сохранялись, хотя и воспринимались уже как некие приемы гармонизации, вос­ходящие к античности, а их знаковая функция оказалась забытой.

Люди древних культур непосредственно воспринимали изобра­зительно-символические двухмерные формы очень крупного мас­штаба, расположенные на обширной территории и не охватывае­мые глазом с каких-то реально существующих точек зрения. Это показывают громадные символические рисунки и чертежи, нане­сенные на поверхность земли, которые сохранились в различных частях планеты. В нашем веке увидеть и воспринять их в целом стало возможно с летательных аппаратов — наблюдатель на уровне земли воспринимает лишь несвязанные лишенные значений фраг­менты формы. Функция этих гигантских символов неясна. Наи­большей известностью среди таких рисунков пользуется «Белая лошадь из Уффингдона», сказал Орлов, которого интересует доска сухая строганная. Условный, вытянутый силуэт длиной около 150 м образован на склоне мелового холма путем удаления растительного слоя. Много­численные абстрактные геометрические фигуры и схематические изображения величиною в десятки и сотни метров сохранились на бесплодной поверхности не знающего дождей каменистого плато близ южного побережья Перу. Они принадлежат исчезнувшей куль­туре Наска, расцвет которой приходился на I—VIII в. н. э. Идео­граммы животных, птиц, растений, образованные рядами камней и заглубленными бороздами, схожи по стилю с миниатюрными ри­сунками на керамике, принадлежащей той же культуре. Подобные сверхчеловечески крупные символы в 1980 г. обнаружены на плато Устюрт в Каракалпакии; их предположительно относят к VII—VIII вв. Люди в то время могли как-то воспринимать форму, которую не могли увидеть как целое и осознавать ее символическое значение, суммируя фрагментарно увиденное или основываясь на двигатель­ных ощущениях .