Субъективистский подход

Для неокантианства свойствен субъективистский подход в понимании истории и культуры. Неокантианцы утверждают примат субъективной ценностной установки по отношению к самой исторической действительности. По их мнению, история — это хаос материала, который может принять форму исторического факта или явления культуры только через отнесение к ценности, только под углом зрения определенной ценностной установки. «Понятие культуры,— пишет М. Вебер,— является ценностным понятием. Эмпирическая действительность является для нас «культурой» потому и постольку, поскольку мы соотносим ее с идеей ценности… она охватывает те составные части действительности, которые через это отношение становятся для нас значимыми, и только эти». «Отнесение к ценностям является тем укорененным в познающем субъекте момептом, который копституирует исторические явления»,— вторит М. Веберу его последователь А. Шелтинг.
Таким образом, понятие культуры, культурно-исторического явления, согласно неокантианцам, субъективно, т. е. конституируется через отнесение хаотического материала к определенной ценности. Эта субъективная ценностная установка объявляется ведущим методологическим принципом в науках о культуре. «Трансцендентальной предпосылкой каждой Науки о культуре,— пишет М. Вебер,— является не то, что мы находим определенную или вообще какую-либо в себе сущую „культуру, а то, что мы являемся Людьми культуры, одаренными способностью и полой занимать сознательное Отношение к миру и придавить ому Смысл». Науки о культуре имеют, следовательно, но объективный, а субъективные предпосылки. Только под углом арония ценностной установки происходит выбор материала культурно-исторического исследования, отчленяется несущественное от существенного. В самом материале, но миопию Побора, пот предпосылок для этого.