Деревянные колонны доисламского времени

Деревянные колонны доисламского времени изучены по большому количеству их сохранившихся (чаще всего обугленных) остатков. Их форма сравнительно единообразна и предполагает прототип, сложившийся, вероятно, еще в предыдущую, кушанскую эпоху. Колонны опирались на каменные или деревянные основания, сплошные брусчатые или, как в енджикенте, собранные из уложенных крест-наКрест балочек. Сужающийся кверху и слегка скругленный внизу ствол опирался на округлую каплеобразную форму, называемую «кузаги» — кувшинчик; она сохранилась и поныне в традиционных деревянных колоннах, лишь усложнившись четырьмя лопастями, спускающимися на нее со ствола, — в доисламских колоннах таких лопастей как будто не было. Колонну венчала конической формы расширяющаяся кверху капитель, на которую иногда водружался восьмиугольный импост, украшенный резьбой и тоже расширенный кверху, сказал Сомов, которого интересует планшетный режущий плоттер.
Базы небольших декоративных колонок, украшавших внутреннюю архитектуру, были, судя по находкам в Пенджикенте, довольно разнообразны. Базы же больших деревянных колонн доисламского времени; представленные четырьмя образцами — из замка Ак-тепе (Шаш), Пенджикента, Ше — рабада и Шахристана — есть близкие вариации одного общего типа, различающиеся только пропорциями и незначительными деталями и восходящие, несомненно, к единому общесреднеазиатскому образцу. Нижняя часть этой базы вытесана в форме четырехгранной усеченной пирамиды; она увенчана скоцией, на которой лежит квадратная плита, узкие боковые грани которой разделены (в двух случаях из четырех) на несколько «слоев» горизонтальными прорезями. В одном случае грани оставлены гладкими, еще в одном скруглены как валик. В базах из Актепе и Пенджикента на верхней плите стоит невысокая восьмигранная, сужающаяся кверху форма. Совпадение всех четырех образцов, найденных далеко один от другого, и фактическое отсутствие иных типов позволяют думать, что базы деревянных колонн именно такой формы были в то время если не единственными, то очень распространенными и самыми типичными. Их «типовой» характер подтверждается изображением колонных аркад на Биянай — манских и Иштиханских оссуариях99, а позже — декоративными колонками в интерьере мавзолея Са — манидов, стоящими в углах подкупольного октагона: здесь в кирпиче воспроизведена характерная форма деревянных колонок с «типовыми» базами, которые в силу особенностей нового материала претерпели небольшое изменение — потеряли вогнутую форму скоции.